Влияние различной учебной нагрузки на здоровье школьников
2014-01
PDF

Як цитувати

Соколова, И., & Волченко, Н. (2014). Влияние различной учебной нагрузки на здоровье школьников. Медицина сьогодні і завтра, 62(1), 196-200. вилучено із https://msz.knmu.edu.ua/article/view/42

Анотація

УДК 613.955:373

И.И. Соколова, Н.В. Волченко

Харьковский национальный медицинский университет

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

В образование широко внедряются инновационные учебные учреждения (лицеи, гимназии, коллегиумы, частные школы), характеризующиеся интенсификацией учебно-воспитательного процесса. Показано, что ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой. Новые программы отличаются от обычных более высокой интенсивностью учебного труда, требуют от учеников значительных психоэмоциональных затрат. Большие энергозатраты влекут за собой и напряжение функциональных систем, что, в свою очередь, может отразиться на соматическом здоровье ребенка.

Ключевые слова: учебная нагрузка, дети, здоровье школьников, классы с углубленным изучением предметов, обычная школьная программа.

І.І. Соколова, Н.В. Волченко

ВПЛИВ РІЗНОГО НАВЧАЛЬНОГО НАВАНТАЖЕННЯ НА ЗДОРОВ’Я ШКОЛЯРІВ

В освіту широко впроваджуються інноваційні навчальні заклади (ліцеї, гімназії, колегіуми, приватні школи), що характеризуються інтенсифікацією навчально-виховного процесу. Показано, що погіршення стану здоров’я дітей у процесі навчання особливо характерно для учнів шкіл з підвищеним навчальним навантаженням. Нові програми відрізняються від звичайних більш високою інтенсивністю навчальної праці, вимагають від учнів значних психоемоційних затрат. Великі енерговитрати призводять до напруження функціональних систем, що, у свою чергу, може відбитися на соматичному здоров’ї дитини.

Ключові слова: навчальне навантаження, діти, здоров’я школярів, класи з поглибленим вивченням предметів, звичайна шкільна програма.


I.I. Sokolova, N.V. Volchenko

THE IMPACT OF DIFFERENT EDUCATION LOAD ON THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

Innovative educational institutions (lyceums, grammar schools, boarding schools, private schools), characterized by increased education load are currently introduced on a massive scale. It is shown, that health deterioration in children in the process of study is particularly typical for children enrolled in programs with increased education load. New programs are different from the typical ones by the increased intensity of education load and require from schoolchildren significant psychoemotional efforts. Great energy demands are related to the strain of functional systems, which in its turn can have an impact on somatic health of the child.

Key words: educational load, children, schoolchildren’s health, programs with the advanced study of subjects, general educational program.


Поступила 17.01.14

PDF

Посилання

Чубирко М. И. Оценка влияния социально-экономических факторов на медико-демо-графические показатели / М. И. Чубирко // Гигиена и санитария. – 2012. – № 6. – С. 36–38.

Гигиенические проблемы организации питания обучающихся в образовательных учреждениях / М. Ю. Соловьев, Е. В. Васильева, Е. А. Письменская [и др.] // Х Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей, Москва, 3–4 октября 2007 г. : материалы. – М.,

– С. 10–30.

Моісеєнко Р. О. Медико-соціальні проблеми дітей шкільного віку у період адаптації до систематичного навчання та шляхи їх вирішення / Р. О. Моісеєнко, Л. В. Квашніна, В. П. Ро-діонов // Перинатологія та педіатрія. – 2008. – № 3. – С. 73–76.

Баранов А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.

Особенности состояния здоровья первоклассников и показатели апоптоза в период адап-тации к обучению / Т. А. Нагаева, А. А. Ильиных, Л. М. Закирова [и др.] // Вестник Томского государственного университета. – 2006. – № 21. – С. 111–112.

Особенности состояния здоровья учащихся младших классов образовательных учрежде-ний с повышенной учебной нагрузкой / Т. А. Нагаева, А. А. Ильиных, Л. М. Закирова, И. А. Ку-знецова // Актуальные проблемы педиатрии : ХI Конгресс педиатров России, Москва, 5–8 фе-враля 2007 г. : материалы. – М., 2007. – С. 15.

Кучма В. Р. Новые стандарты школьного образования с позиции гигиены детей и подрост-ков / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – С. 27–29.

Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л. Л. Шевченко // Начальная школа. – 2006. – № 8. – С. 89.

Хасанова Н. Н. Адаптивные возможности учащихся 1–2 классов в условиях эксперимен-тальной программы 12-летнего обучения / Н. Н. Хасанова // Вестник Адыгейского государ-ственного университета. – 2006. – № 1. – С. 276–278.

Хорошева Т. А. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ / Т. А. Хорошева, А. И. Бурханов // Гигиена и санитария. – 2004. – № 4. – С. 57–60.

Скринінгова оцінка адаптаційно-резервних можливостей дітей шкільного віку : метод. рекомендації / [Н. С. Полька, С. В. Гозак, О. Т. Єлізарова та ін.]. – К., 2013. – 22 с.

Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 75.

Осотова В. П. Характеристика разнонациональных семей и состояние их здоровья / В. П. Осотова, М. С. Хохрякова, Т. В. Кузнецов // Здоровье финно-угорской молодежи. Роль семьи в формировании здоровья : межрегион. науч.-практ. конф., г. Ижевск, 21–22 мая 2009 г. : материалы конф. – Ижевск, 2009. – С. 67–69.

Бирюкова Н. А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях / Н. А. Бирюкова // Гигиена и санитария. – 2006. – № 1. – С. 76–77.

Изменение кардиодинамических показателей и ритма сердца студентов под влиянием учебной нагрузки / С. М. Минасян, Э. С. Геворкян, И. И. Адамян, H. H. Ксаджикян // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. – 2006. – Т. 92, № 7. – С. 812–826.

Дегтева Г. Н. Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок / Г. Н. Дегтева, Л. А. Зубов // Экология человека. – 2003. – № 6. – С. 52–55.

Дегтева Г. Н. Применение витаминно-минерального комплекса «Алфавит детский сад» при подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе / Г. Н. Дегтева, И. А. Крылов // Практика педиатра. – 2009. – № 3. – С. 65–68.

Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучаю-щихся по различным педагогическим системам / Л. М. Кузнецова, М. В. Антропова, Г. Г. Манке [и др.] // Физиология человека. – 1998. – № 5. – С. 80–84.

Чермит К. Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса / К. Д. Чермит // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 60–65.

Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста / М. Степанова // Народное образование. – 2006. – № 1. – С. 29–33.

Прасолова О. В. Медико-соціальне обґрунтування оптимізації функціонально-організа-ційної моделі збереження та поліпшення здоров’я школярів великого промислового міста : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. мед. наук : спец. 14.02.03 «Соціальна медицина» / О. В. Прасолова. – К., 2011. – 24 с.

Нагаева Т. А. Состояние здоровья и структура патологии у подростков допризывного возраста / Т. А. Нагаева, А. А. Ильиных // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5, № 1. – С. 402.

Кучма В. Р. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. – 2008. – № 2. – С. 18–20.

Кузнецова Л. М. Умственная работоспособность и ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 11–13 лет / Л. М. Кузнецова, М. В. Антропова, Т. М. Параничева // Физиология человека. – 2006. – № 1. – С. 37–44.

Шпангенберг Ст. Воздействие факторов учебной среды и обучения на содержание здоровья учеников / Ст. Шпангенберг, Б. Боева // Гигиена и санитария. – 2003. – № 5. – С. 50–53.

Ситуационный анализ системы оказания медицинской помощи детям школьного возраста в Украине / Р. А. Моисеенко, Л. В. Квашнина, В. В. Залеская, В. Б. Педан // Перинатологія та педіатрія. – 2009. – № 1. – С. 10–22.

Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина [и др.] // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. – № 12. – С. 35–40.

Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева, В. Ю. Детков // Гигиена и са-нитария. – 2013. – № 5. – С. 91–94.

Шарапова О. В. Охрана здоровья школьников в Российской Федерации / О. В. Шарапова // Педиатрия. – 2006. – № 3. – С. 4–6.